Главная О компании 1С: Предприятие 8 Законодательство
Поиск Форум бухгалтеров Узбекский словарь Контакты
1С: Предприятие 8
 
.:
.:
1С: Бухгалтерия 8
1С: Инструкция пользователя
1С: Торговля 8
 
 
Последние темы форума:
  
.: Налогообложение дохода, полученного за рубежом
.: Проводки доп вклада в УФ
.: Новый вид подоходного налога?????
.: МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В СВЯЗИ СО СМЕРТЬЮ
.: Льгота на приобретение онлайн ККМ
.: Программа ведения бухучета на Excel и другие полезные файлы
.: Расчет налога на имущество
.: Нужна чистая база 1С: 8
.: Онлайн оплата ЕНП
.: НДС
.: Задачи по МСФО
.: Возврат с ГАИ
 
 
Кодексы РУз:
 
.:Налоговый
.:Административный
.:Административное судопроизводство
.:Бюджетный
.:Воздушный
.:Градостроительный
.:Гражданский
.:Гражданский процессуальный
.:Гражданский процессуальный 2018
.:Жилищный
.:Земельный
.:Семейный
.:Таможенный
.:Трудовой
.:Уголовный
.:Уголовно-исполнительный
.:Уголовно-процессуальный
.:Хозяйственный процессуальный
.:Экономический процессуальный
Классификаторы:
 
.: Классификатор стран мира
.: Классификатор таможенных платежей
.: Классификатор валют для таможенных целей
.: Классификатор условий поставки
.: Классификатор процедуры перемещения
.: Классификатор льгот... таможенных платежей
.: Классификация предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства
Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих
 
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
CAP / CIPA
 
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
.:
О программе CAP / CIPA
Финансовый учёт 1
Финансовый учёт 2
Управленческий учёт 1
Управленческий учёт 2
Налоги и право
Финансовый менеджмент
Аудит
Национальные стандарты:
 
.:Бухгалтерского учета (НСБУ)
.:Налогового консультирования (НСНК)
.:Риэлторских услуг (НСРУ)
.:Оценки имущества (НСОИ)
.:Аудита (НСА)
Коды:
 
ОКОНХ КОПФ КФС ОКЭД
СООГУ ОКУВД ТН ВЭД 2007 ТН ВЭД 2012 Изменения в ТН ВЭД 2012 ТН ВЭД 2017
Узбекские пословицы:
 
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю Я Ў Қ Ғ Ҳ
 

 


счетчики


 

 

Необходимость и актуальные аспекты дальнейшего совершенствования бюджетной классификации

Важнейшей и особо актуальной частью проводимых в Узбекистане социально-экономических преобразований является реформирование Государственной финансовой системы.

Основным инструментом государственного регулирования экономики является бюджетная политика, отражающая не только концепции экономических преобразований и приоритеты социально-экономического развития, но и механизмы их реализации.

Нынешняя бюджетная система в своем развитии прошла три этапа преобразований, охватывающие период с 1991 года по настоящее время.

Бюджетное реформирование предполагало решение следующих задач:

-     разработку нового бюджетного законодательства;

-     сокращение и оптимизацию сети бюджетных организаций;

-     проведение налоговой реформы и реструктуризацию доходной части госбюджета;

-     реструктуризацию расходной части госбюджета;

-     сбалансированности доходов и расходов бюджета.

Одним из важнейших атрибутов в проведении бюджетной реформы стало принятие в 1993 году Классификации доходов и расходов Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Бюджетное реформирование активно затрагивает социальную сферу, в бюджетных организациях которого начато внедрение нормативного бюджетного финансирования. Так, в системе здравоохранения в целях эффективного и рационального использования бюджетных средств, выделяемых на содержание первичной медико-санитарной помощи внедряется механизм финансирования учреждений первичной медико-санитарной помощи, исходя из затрат в расчете на одного жителя.

В системе образования начат эксперимент по переводу общеобразовательных школ, школ-интернатов и профессиональных колледжей отдельных регионов на финансирование на основе норматива, определенного из расчета на 1 учащегося.

Бюджетное реформирование затрагивает и систему планирования, в частности, переход от затратного метода бюджетирования к более прогрессивному методу – бюджетированию, ориентированному на результаты (БОР). Одновременно с которым предполагается внедрение среднесрочного бюджетного планирования, обеспечивающего увязку бюджета с основными направлениями государственной социально-экономической политики, а также осуществление активного изучения механизмов программно-целевого финансирования, элементом которого является утверждение «бюджетирования, ориентированного на результаты».

Принятие Кабинетом Министров Республики Узбекистан постановления от 26 апреля 2002 года № 144 «О мерах по подготовке к реализации проекта «Реформа управления государственными финансами», положило начало для разработки направлений, связанных с подготовкой и построением казначейской системы исполнения Государственного бюджета.

В августе 2004 года постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 августа 2004 г. № 664-II принят Закон Республики Узбекистан «О казначейском исполнении Государственного бюджета», являющийся основой законодательной базы по казначейскому исполнению Государственного бюджета. Вышеназванный Закон регулирует отношения в области казначейского исполнения Государственного бюджета, предусматривает основные принципы исполнения доходной и расходной частей Государственного бюджета, включая внебюджетные средства бюджетных организаций. Основным предназначением Казначейства является содействие оптимальному управлению Государственными финансовыми ресурсами.

В целях поэтапного перехода на казначейское исполнение Государственного бюджета Министерством финансов разработано Временное положение о порядке регистрации договоров получателей бюджетных средств с поставщиками товаров (работ, услуг) и контроля за оплатой их расходов (рег.  №1475 от 21.05.2005 г.), с выходом которого, с июня месяца 2005 года начато поэтапное внедрение на отдельных территориях республики механизма казначейского исполнения Государственного бюджета, предусматривающего реализацию предварительного контроля - регистрацию казначейскими подразделениями договоров получателей бюджетных средств с поставщиками товаров (работ, услуг) и текущего контроля - осуществления контроля за оплатой расходов получателей бюджетных средств в пределах смет расходов и зарегистрированных договоров.

Принятые меры направлены на укрепление бюджетной дисциплины, обеспечение контроля за целевым использованием бюджетными организациями бюджетных средств, ускорение оборота денежных средств за счет предотвращения их необоснованного оседания на счетах бюджетных организаций и задержек перечисления средств на счета поставщиков товаров (работ, услуг), сокращение необоснованной дебиторской и кредиторской задолженностей бюджетных организаций и др.

Необходимость применения наиболее современных методов осуществления предварительного и текущего контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также своевременностью оплаты расходов Государственного бюджета, осуществляемых казначейскими подразделениями, в первую очередь обусловлено тем, что за годы независимости республики Государственный бюджет стал важнейшим инструментом осуществления экономических реформ, повышения уровня благосостояния населения, развития инфраструктуры, транспорта и других отраслей экономики страны.

Для кардинального улучшения процесса исполнения Государственного бюджета, осуществляемого в настоящее время казначейскими подразделениями совместно с учреждениями банков, дальнейшего усиления предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств, перераспределения задач и функций финансовых и казначейских органов, банковских учреждений, а также бюджетных организаций, необходимо продолжить проведение реформы системы исполнения Государственного бюджета.

Механизм казначейского исполнения Государственного бюджета и органы, создаваемые для его реализации, как компоненты финансовой системы, призваны играть одну из основных ролей в осуществлении предварительного и текущего контроля над бюджетными расходами, в обеспечении учета доходов и исполнении расходов Государственного бюджета, а также управлении его денежными ресурсами.

Международный опыт показывает, что Казначейство выполняет различные функции, относящиеся к управлению государственными финансами. Основное предназначение казначейства: максимально возможная концентрация денежных средств государства и обеспечение действенного текущего и оперативного контроля за целевым использованием ресурсов государства.

Система казначейства призвана обеспечивать центральное правительство страны основными финансовыми услугами, включая осуществление платежей, ведение учета движения средств по единой системе учета, формирование финансовой отчетности об исполнении Государственного бюджета на всеохватывающей и централизованной основе. Развитые страны создают и постоянно совершенствуют информационные системы, связанные с выполнением функций по исполнению Государственного бюджета и контролю государственных финансовых ресурсов, для органов Министерства финансов, осуществляющих кассовое исполнение Государственного бюджета и отраслевых министерств, участвующих в процессе исполнения. Эти интегрированные системы могут также включать специализированные компьютерные информационные программы для разработки бюджетов для всех уровней, оптимизации управления долгом, формирования и консолидации внебюджетных фондов, отдельные специальные подпрограммы для местных финансовых органов и другие функции.

Переход на казначейскую систему исполнения Государственного бюджета требует качественной переработки применяемых инструментов бюджетного процесса, таких как бюджетная классификация, единый план счетов бухгалтерского учета казначейского исполнения Государственного бюджета и др.,  на предмет приведения их в соответствие с требованиями международных стандартов, применяемых в Государственном секторе, и тем самым создания условий для выведения деятельности участников бюджетного процесса на более высокий качественный уровень, систематизации и упорядочения их действий в процессе казначейского исполнения Государственного бюджета.

В мировой практике одним из основных международных стандартов в области учета государственных финансов является Руководство по статистике государственных финансов (РСГФ 2001), разработанное Статистическим департаментом Международного валютного фонда для обеспечения эффективного руководства в разработке и внедрении надежных норм статистической практики в секторе Государственных финансов.

Основное внимание в РСГФ 2001 уделено определениям, классификациям и принципам представления статистики Государственных финансов.

Возрастающая сложность разработки и оценки государственной налогово-бюджетной политики обусловливает динамичное развитие налогово-бюджетного анализа. Для того чтобы удовлетворить эти новые потребности в РСГФ 2001 введен учет экономических событий по методу начисления в целях отражения всех потоков ресурсов, балансы активов и пассивов интегрируются с операциями и другими потоками, и определяется большое число балансирующих статей, с тем, чтобы можно было выбирать балансирующую статью, соответствующую конкретной аналитической задаче. Кроме того, концепции и принципы, изложенные в РСГФ 2001, согласованы с концепциями и принципами «Системы национальных счетов 1993 (СНС 1993)», для того чтобы статистику Государственных финансов можно было использовать совместно с другой макроэкономической статистикой.

Внедрение полностью интегрированной системы, созданной на основе РСГФ 2001, займет определенное время, и темпы этой работы должны определяться различными потребностями и обстоятельствами, учитывающими особенности и специфику нашей страны. В частности, для введения учета по методу начисления и новых классификаций, предусмотренных в РСГФ 2001, необходимо будет внести соответствующие изменения в действующую бюджетную классификацию, а также в системы бюджетного учета.

Главная цель РСГФ 2001 заключается в том, чтобы обеспечить комплексную концептуальную и учетную основу, пригодную для анализа и оценки налогово-бюджетной политики, в особенности результатов деятельности сектора государственного управления и более широкого государственного сектора. Государственный сектор, по РСГФ 2001, включает сектор государственного управления и контролируемые органами государственного управления, государственные организации, основная деятельность которых заключается в проведении коммерческих операций.

Основные концепции, классификации и определения, используемые в РСГФ 2001 исходят из экономического обоснования и принципов, которые должны сохранять свою силу во всех случаях, независимо от условий их применения. Поэтому система СГФ 2001 применима к экономике любого типа, вне зависимости от институциональной или правовой структуры органов государственного управления страны, уровня развития ее статистики, системы государственного финансового учета и отчетности или масштаба государственного участия в капитале коммерческих предприятий.

В РСГФ 2001 представлен обновленный вариант признанных на международном уровне стандартов составления статистики, необходимой для налогово-бюджетного анализа. Пересмотренные стандарты гармонизированы с соответствующими стандартами других признанных на международном уровне систем макроэкономической статистики в той мере, в которой такая гармонизация не противоречит их цели, заключающейся в содействии проведению налогово-бюджетного анализа, для обеспечения качественного планирования и исполнения бюджета Государства.

Вместе с тем, согласно проекта Стратегии развития бухгалтерского учета в Государственном секторе нашей страны, были определены основные критерии новой системы бухгалтерского учета: это интеграция с бюджетной классификацией, объединение учета исполнения бюджета и учета в бюджетных организациях и использование метода начислений на основе требований Международных стандартов бухгалтерского учета в Государственном секторе (МСБУГС) и Руководства по статистике государственных финансов 2001 года (РСГФ) (схема №1).

Для формирования качественной прозрачной отчетности об операциях  по Государственным финансам, необходимо наличие единой системы бухгалтерского учета и отчетности по исполнению Государственного бюджета всеми участниками бюджетной системы, которая позволит консолидировать учетную информацию по правилам бухгалтерского учета.

Благодаря интеграции с бюджетной классификацией, Единый план счетов бухгалтерского учета казначейского исполнения Государственного бюджета позволит учитывать на основе кодов бюджетной классификации расходов и классификации доходов запасы конкретного типа активов или пассивов в начале отчетного периода, проводить учет изменений в этих запасах, вызванных операциями, и, соответственно, выводить их остатки на конец отчетного периода.

Схема №1

Такая система учета дает возможность полностью анализировать последствия конкретных экономических событий в секторе государственного управления или в государственном секторе в целом.

Приоритеты страны должны поддерживаться посредством ежегодных планируемых бюджетных расходов. В демократическом обществе ежегодный бюджет утверждается Парламентом и исполняется Правительством. Парламент должен быть убежден в том, что в течение года утвержденный им план бюджетных расходов исполняется, поэтому отчеты о ходе исполнения бюджета предоставляются в Парламент для контроля, и эти отчеты также должны быть понятными. Понятность может быть усилена, если язык бюджетного плана и язык исполнения бюджета один и тот же, что может быть обеспечено посредством применения показателей единой бюджетной классификации.

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются с использованием  показателей единой бюджетной классификации – группировки видов доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Для наиболее правильного понимания сущности бюджетной классификации необходимо знать понятие и назначение действующей бюджетной классификации, её экономическую сущность, состав и принципы построения бюджетной классификации, характеристику подразделений классификации (разделы, главы, параграфы статьи расходов и другие показатели бюджетной классификации), взаимосвязи и назначение организационной, функциональной, экономической и других видов классификаций, входящих в состав бюджетной классификации.

Понятие, назначение, экономическая сущность, состав и принципы построения бюджетной классификации

Бюджетное устройство Республики Узбекистан определяется на основе Конституции Республики Узбекистан, Закона Республики Узбекистан «О бюджетной системе», ежегодными Постановлениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан» и постановлениями Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан», а также другими законодательными актами.

В свою очередь бюджетная классификация регламентируется Законом Республики Узбекистан «О бюджетной системе» и утверждается в установленном порядке Министерством финансов Республики Узбекистан и применяется на всей территории республики.

Бюджетная классификация позволяет устанавливать единство форм бюджетной документации для различных уровней бюджетов, входящих в состав Государственного бюджета, для составления и исполнения Государственного бюджета, а также единые принципы бюджетного процесса.

Бюджетная классификация обеспечивает группировку доходов и расходов, входящих в структуру Государственного бюджета, а также источников финансирования его дефицита, применяется при составлении Государственного бюджета и его исполнении, а также обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы и построена на принципах применения смешанных видов группировок и включает в себя:

1.    Классификацию доходов Государственного бюджета;

2.    Функциональную, организационную и экономическую классификации расходов Государственного бюджета;

3.    Классификацию источников финансирования дефицита Государственного бюджета;

4.    Классификация источников средств, уровней бюджетов Государственного бюджета и территориальная классификация Государственного бюджета.

Перечисленные классификации являются едиными на всей территории Республики Узбекистан и используются при составлении и исполнении бюджетов всех уровней Государственного бюджета.

1. Классификация доходов Государственного бюджета обеспечивает группировку доходов бюджетов всех уровней  и Государственного бюджета, и основывается на законодательных актах Республики Узбекистан, определяющих источники формирования доходов Государственного бюджета  Республики Узбекистан.

Классификация доходов Государственного бюджета подразделяется на разделы и параграфы.

В классификации доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан (таблица №1) доходы группируются по источникам и видам поступлений. Источники сгруппированы и отражаются в разделах, например, «Налог на добавленную стоимость» (код раздела 1), а в параграфах отражаются существующие виды поступлений НДС в бюджет в соответствии с налоговым законодательством.

                                                                                                              Таблица №1

Раздел

Параграф

Наименование доходов

1

х

Налог на добавленную стоимость

1

1

Налог на производимые и реализуемые товары (работы и услуги) на территории Республики Узбекистан

1

2

Налог на импортируемые товары

2. Функциональная классификация расходов Государственного бюджета  представляет собой их группировку по основным функциям, исполняемым органами государственного управления, органами государственной власти на местах, а также другими бюджетными организациями. Функциональная классификация расходов (таблица №2) содержит разделы и параграфы, например:

Таблица №2

Раздел

Наименование

200

Общее образование

201

Культура и средств массовой информации

202

Наука

203

Здравоохранение

Второй уровень – параграфы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области, то есть в пределах разделов.

Например, раздел 200 «Просвещение» (таблица №3) имеет следующие параграфы:

Таблица №3

Раздел

Параграф

Наименование функциональных расходов

200

х

 Просвещение

 

1

Детские дошкольные учреждения

 

2

Школы - детские дошкольные учреждения

 

3

Школы начальные, неполные средние и средние

 

Функциональная классификация  разграничивает и показывает роль государства в разных областях общественной жизни.

Организационная классификация расходов государственного бюджета (таблица №4) представляет собой их группировку по видам бюджетных организаций, хозяйствующих субъектов и мероприятий, отражающих распределение бюджетных ассигнований между их непосредственными получателями и имеет коды глав от 001 до 199 и параграфов (главы - министерства, государственные комитеты, ведомства, корпорации, агентства и др., например:

Таблица №4

Код главы

Наименование

054

Министерство здpавоохpанения Республики Узбекистан

075

Министерство народного образования Республики Узбекистан

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство или ведомство, получающее бюджетные ассигнования.

Экономическая классификация расходов Государственного бюджета  Республики Узбекистан была разработана Министерством финансов Республики Узбекистан совместно с Международным Валютным фондом в течение 1998-1999 гг. в рамках международного сотрудничества в области реформирования бюджетного процесса и внедрена c 1999 года.

Основополагающим принципом разработки Экономической классификации является то, что бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой экономической классификации, которая представляет собой группировку расходов с присвоением объектам классификации соответствующих кодов.

Экономическая классификация расходов Государственного бюджета является группировкой текущих и капитальных расходов Государственного бюджета по их экономическому содержанию и отражает виды финансовых операций, с помощью которых органы государственного управления, органы власти на местах и получатели бюджетных средств выполняют свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Текущие расходы Государственного бюджета - часть расходов Государственного бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственного управления, органов власти на местах, получателей бюджетных средств, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций и субсидий на текущее функционирование.

Экономическая классификация (таблица №5) состоит из типа, объекта и подобъекта расходов Государственного бюджета, и делится на четыре группы расходов, например:

Таблица №5

Тип расхода

Объект

Подобъект

Наименование расходов

Группа расходов

01

0

00

Расходы на товары и услуги

 

01

1

00

Заработная плата – всего

I

01

1

10

Заработная плата

I

3. Классификация источников финансирования дефицита Государственного бюджета является группировкой учета видов средств, привлекаемых Правительством для финансирования дефицита Государственного бюджета.

4. Классификация источников средств, уровней бюджетов Государственного бюджета и территориальная классификация Государственного бюджета были введены в связи с переходом на казначейское исполнение Государственного бюджета и являются группировкой имеющихся источников средств (Государственный бюджет, средства Государственных целевых фондов и др.) в зависимости от их уровня, а также в соответствии с административно-территориальным устройством Узбекистана, позволяет относить расходы Государственного бюджета по местам их образования территориальным образованиям (регионам, районам, городам).

Вместе с тем процесс бюджетного реформирования продолжается и в настоящее время работниками Министерства финансов и Казначейства  начаты и активно ведутся работы по доработке действующей бюджетной классификации и переходу на форматы новой бюджетной классификации на основе РСГФ 2001 и требованиями МСБУГС, вместе с этим, ключевым моментом является выполнение полного комплекса мероприятий, связанного с обеспечением нормативно-правовой базой, квалифицированными специалистами, решением организационно-технических и других вопросов, связанных с внедрением обновленной бюджетной классификации в государственном секторе.

В частности, одним из наиболее приоритетных направлений в части совершенствования и развития законодательства, регулирующего вопросы применения бюджетной классификации и учета являются дальнейшая и всесторонняя проработка пакета документов, связанных с реформированием бюджетного процесса, охватывающего внедрение и развитие казначейской системы исполнения бюджета, внедрение современных информационных систем в процессе формирования, исполнения и мониторинга бюджета, увеличение степени вовлеченности общественности в бюджетный процесс, при котором, бюджетная классификация – превращается в инструмент, выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный Государственный бюджет, учитывать операции по его исполнению и имеющий большое экономическое значение.

В этой связи полагаем, что осуществляемый процесс по совершенствованию бюджетной классификации позволит обеспечить более разумной прозрачностью данные об исполнении Государственного бюджета, путем приведения гармонизации действующей бюджетной классификации требованиям РСГФ 2001, что позволит иметь статистические данные, позволяющие органам государственного управления и аналитикам последовательно и систематически изучать динамику финансовых операций и состояния ликвидности государственного сектора. При этом, аналитическая основа РСГФ 2001 может быть использована  для анализа операций между различными уровнями государственного управления, а также государственного сектора в целом.

Сугирбаев Бахтбек,
Начальник отдела Казначейства Министерства финансов
Республики Узбекистан


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus