Раздел IV. Таможенный контрольГлава 29. Система управления рисками
Таможенный кодекс Республики
Узбекистан
Статья 203. Применение системы управления рисками
Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров и
транспортных средств, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм и
степени проведения таможенного контроля, применяемых к таким товарам,
транспортным средствам, документам и лицам.Стратегию и тактику применения
системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения
анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками
определяет Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан.
Целями применения системы управления рисками являются:обеспечение в пределах
полномочий таможенных органов мер по защите государственной безопасности, жизни
и здоровья человека, охране окружающей среды;
сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение эффективного
использования, имеющихся в распоряжении таможенных органов ресурсов;ускорение
проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу;
выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного
законодательства:а) имеющих устойчивый характер;
б) связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей;в) затрагивающих иные
виды таможенного контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на
таможенные органы.
Статья 204. Основные понятия, применяемые в системе управления рисками
В
системе управления рисками применяются следующие основные понятия:
риск — степень вероятности несоблюдения таможенного
законодательства;выявленный риск — факт, свидетельствующий о том, что
нарушение таможенного законодательства уже произошло, и таможенные органы имеют
информацию о данном факте;
потенциальный риск — риск, который не был выявлен, но условия
для его возникновения существуют;индикаторы риска —
определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или
соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;
профиль риска — совокупность сведений об области риска,
индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по
предотвращению или минимизации рисков;область риска —
отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется
применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также
повышение их эффективности;
оценка риска — систематическое определение возможности
возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в
случае его возникновения;товары прикрытия — товары, которые
с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;
товары риска — товары, перемещаемые через таможенную границу, в
отношении которых выявлены риски или имеются потенциальные риски;уровень риска — состояние риска, определяемое в зависимости от
вероятности возникновения риска и возможности последствий риска;
анализ риска — систематическое использование имеющейся у
таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий
возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий
несоблюдения таможенного законодательства;управление риском — систематическая работа по разработке и
практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке
эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных
операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр,
имеющейся у таможенных органов информации.
Статья 205. Объекты анализа риска
К объектам анализа риска относятся:
товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенный
режим выпуска для свободного обращения (импорт);транспортные средства для
коммерческого использования;
сведения, содержащиеся во внешнеэкономических контрактах (договорах,
соглашениях) купли-продажи либо обмена, соглашениях или иных документах на право
владения, пользования и (или) распоряжения товарами;сведения, содержащиеся в
товаросопроводительных и иных документах;
деятельность лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под
таможенным контролем;результаты применения форм таможенного контроля.
Статья 206. Предоставление предварительной информации
При применении системы
управления рисками используется информация о грузе, пассажирах, транспортных
средствах, предварительно представленная участниками внешнеэкономической
деятельности, перевозчиками, лицами, имеющими лицензии и разрешения в сфере
таможенного дела.
Таможенные органы осуществляют обмен предварительной информацией с таможенными
органами иностранных государств и международными организациями в соответствии с
международными договорами Республики Узбекистан.Статья 207. Оценка и
управление рисками таможенными органами
Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан производит сбор,
обобщение и анализ статистической и оперативной информации о совершении
правонарушений в сфере таможенного дела, включая все факты правонарушений,
находящихся на стадии производства проверок по ним, а также по которым принято
процессуальное решение.Профили рисков и сроки, критерии их определения и
применения устанавливаются Государственным таможенным комитетом Республики
Узбекистан.
Профили рисков используются таможенными органами при проведении таможенного
контроля для применения форм таможенного контроля и не могут являться основанием
для ограничения перемещения товаров через таможенную границу.Порядок
отнесения к категории минимального или максимального риска, а также применения
отдельных видов таможенных процедур и форм таможенного контроля устанавливается
Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан совместно с
заинтересованными государственными органами и иными организациями.
Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для
использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не
подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных
законодательством. |