Глава 1. Общие положения
Земельный кодекс Республики
Узбекистан (Введен в действие с 01.07.1998г.)
Статья 1. Основные задачи земельного законодательства Земля является общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию
и охраняется государством как основа жизни, деятельности и благосостояния народа
Республики Узбекистан.Основными задачами земельного законодательства являются регулирование земельных
отношений в целях обеспечения в интересах настоящего и будущих поколений научно
обоснованного, рационального использования и охраны земель, воспроизводства и
повышения плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания
условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны прав
юридических и физических лиц на земельные участки, а также укрепление законности
в этой сфере, в том числе путем предупреждения коррупционных правонарушений.
Статья 2. Основные принципы земельного законодательства
Земельное законодательство основывается на следующих основных принципах:
сохранение земельного фонда, улучшение качества и повышение плодородия почв как
важнейшего природного ресурса, основы жизнедеятельности граждан;
обеспечение рационального, эффективного и целевого использования земель;
обеспечение особой охраны, расширения и строго целевого использования земель
сельскохозяйственного назначения, прежде всего орошаемых земель;оказание
государственной и иной поддержки в осуществлении мероприятий по повышению
плодородия сельскохозяйственных угодий, улучшению мелиоративного состояния и
охране земель;
предотвращение нанесения ущерба земле и всей окружающей природной среде,
обеспечение экологической безопасности;многообразие форм владения и пользования землей, обеспечение
равноправия участников земельных отношений, защита их законных прав и интересов;
платность пользования землей;обеспечение полноты и доступности информации о
состоянии земель.
Статья 3. Акты земельного законодательства
Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса и иных актов
законодательства, регулирующих земельные отношения.
Земельные отношения в Республике Каракалпакстан регулируются также
законодательством Республики Каракалпакстан.Горные, лесные и водные
отношения, отношения по использованию и охране почв, растительного и животного
мира, а также атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем
те, которые содержатся в земельном законодательстве Республики Узбекистан, то
применяются правила международного договора.Статья 4. Компетенция Кабинета Министров Республики Узбекистан в
области регулирования земельных отношений
Ведению Кабинета Министров Республики Узбекистан в области регулирования
земельных отношений подлежат:осуществление единой государственной политики по
рациональному использованию и охране земель;
принятие нормативных актов о регулировании земельных отношений в соответствии с
настоящим Кодексом, иными актами законодательства;утверждение государственных программ по повышению плодородия почв, рациональному
использованию и охране земель;
организация проведения природно-сельскохозяйственного районирования,
землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного земельного
кадастра;распоряжение землями, находящимися в государственной собственности;
координация деятельности министерств и ведомств при использовании и охране
земель;прекращение прав владения и пользования землей, а также аренды
земельного участка и права собственности на земельные участки в установленном
порядке в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса;
организация государственного контроля за рациональным использованием и охраной
земель;решение других вопросов, входящих в компетенцию Кабинета Министров
Республики Узбекистан в области регулирования земельных отношений.
Статья 5. Компетенция органов государственной власти областей, города Ташкента в
области регулирования земельных отношений
Ведению органов государственной власти областей, города Ташкента в области
регулирования земельных отношений подлежат:
разработка и реализация территориальных программ по повышению плодородия почв,
рациональному использованию и охране земель;осуществление государственного
контроля за целевым, рациональным и эффективным использованием земельных
ресурсов, охраной земель;
организация землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного
земельного кадастра;предоставление юридическим лицам земель во владение,
пользование и аренду для сельскохозяйственных и других государственных и
общественных нужд;
изъятие из всех земель, за исключением особо ценных продуктивных орошаемых
земель, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и
историко-культурного назначения, земель пригородных и зеленых зон городов,
опытных полей научно-исследовательских организаций и учебных заведений, покрытых
лесной растительностью, — независимо от размеров;реализация в собственность дипломатических представительств и приравненных к ним
международных организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, земельных
участков для строительства зданий этих представительств, включая резиденцию
главы представительства;
прекращение прав владения и пользования землей, а
также аренды земельного участка и права собственности на земельные участки в
установленном порядке в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса;
решение других вопросов, относящихся к компетенции органов государственной
власти областей, города Ташкента в области регулирования земельных отношений.
Статья 6. Компетенция органов государственной власти районов в
области регулирования земельных отношений
Ведению органов государственной власти районов в области регулирования земельных
отношений подлежат:разработка и осуществление мероприятий по повышению
плодородия почв, рациональному и эффективному использованию и охране земель;
осуществление государственного контроля за рациональным использованием и охраной
земель;предоставление земель во владение, пользование и аренду гражданам, юридическим
лицам, а также изъятие земель, за исключением орошаемых земель, сенокосов и
пастбищ, на которых проведены работы по коренному их улучшению, земель
природоохранного назначения, земель лесного фонда, за исключением земель,
покрытых лесной растительностью, земель промышленности, транспорта, связи,
обороны и иного назначения, земель водного фонда — в размере до десяти гектаров
на одного землевладельца и землепользователя;
предоставление земель гражданам в аренду для ведения фермерского хозяйства;
предоставление земель во владение, пользование и аренду гражданам, юридическим
лицам из земель запаса — независимо от размера земельного участка;
реализация в собственность юридических и физических лиц земельных участков
вместе с объектами торговли и сферы обслуживания;реализация гражданам на
аукционной основе права на пожизненное наследуемое владение земельными
участками;
организация землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного
земельного кадастра;организация государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с
ними;
прекращение прав владения и пользования землей, а также аренды земельного
участка и права собственности на земельные участки в установленном порядке в
соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса;решение вопросов
землевладения и землепользования сельскохозяйственных и лесохозяйственных
предприятий, учреждений и организаций в случаях их создания, реорганизации и
ликвидации;
решение других вопросов, относящихся к компетенции органов государственной
власти районов в области регулирования земельных отношений.Статья 7. Компетенция органов государственной власти городов в
области регулирования земельных отношений
Ведению органов государственной власти городов в области регулирования земельных
отношений подлежат:разработка и осуществление мероприятий по рациональному и
эффективному использованию и охране земель;
осуществление государственного контроля за рациональным использованием и охраной
земель;предоставление земель во владение, пользование и аренду, а также
изъятие земель в пределах границы города, за исключением земель
сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций,
— независимо от размера земельного участка;
реализация в собственность юридических и физических лиц земельных участков
вместе с объектами торговли и сферы обслуживания;реализация гражданам на
аукционной основе права на пожизненное наследуемое владение земельными
участками;
организация землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного
земельного кадастра;организация государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с
ними;
прекращение прав владения и пользования землей, а также аренды земельного
участка и права собственности на земельные участки в установленном порядке в
соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса;решение других вопросов,
относящихся к компетенции органов государственной власти городов в области
регулирования земельных отношений. |