Указ Президента РУз от 14.06.2005 г. № УП-3619 о мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства
С изменениями в соответствии с Указом Президента РУз от 21.12.2009 г. № УП-4158
Дата актуализации: 06.08.2014
В целях реализации важнейших приоритетов по демократизации и обновлению
общества, реформированию и модернизации страны, дальнейшей либерализации
судебно-правовой системы, сокращения вмешательства контролирующих органов в
деятельность субъектов предпринимательства, обеспечения защиты их прав и
законных интересов, недопущения необоснованных ограничений предпринимательской
деятельности, а также безусловного соблюдения требований статьи 53 Конституции
Республики Узбекистан:
1. Ввести с 1 июля 2005 года порядок, в соответствии с которым меры
правового воздействия, согласно приложению, применяются к субъектам
предпринимательства только в судебном порядке.
2. Установить, что:
проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (ревизии) осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений - Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;
руководители и должностные лица контролирующих органов несут персональную
ответственность, вплоть до уголовной, за проведение любых проверок субъектов
предпринимательства по вопросам, выходящим за рамки их полномочий и сферы
контроля;
встречные проверки допускаются исключительно в предусмотренных законом
случаях только в части взаимоотношений субъекта предпринимательства с
проверяемым хозяйствующим субъектом при наличии постановления о назначении
проверки по возбужденному уголовному делу либо решения специально
уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов об их
проведении.
Запретить при проведении встречных проверок посещение субъектов
предпринимательства и истребование у них финансово-бухгалтерской или иной
документации, не относящейся к предмету проверки.
3. Определить, что:
вред, причиненный субъекту предпринимательства в результате незаконных
решений государственных органов либо незаконных действий (бездействия) их
должностных лиц, подлежит возмещению в полном объеме на основании решения суда
непосредственно этими государственными органами, в первую очередь, за счет
средств их внебюджетных фондов;
решением суда возмещение убытков может быть возложено на должностных лиц
государственных органов, по вине которых причинены убытки, в порядке и размерах,
установленных законодательством;
рассмотрение хозяйственных споров между субъектами предпринимательства
осуществляется хозяйственным либо третейским судом.
Кабинету Министров, Министерству юстиции, Высшему хозяйственному суду и
Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан в месячный срок в
установленном порядке внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики
Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан "О третейских судах",
предусмотрев в нем образование третейских судов самими субъектами
предпринимательства и их объединениями.
4. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за
безусловным исполнением законодательства о гарантиях свободы предпринимательской
деятельности, обеспечив неотвратимость наказания, вплоть до уголовной
ответственности, должностных лиц контролирующих органов за нарушения прав и
законных интересов субъектов предпринимательства.
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан подготовить и внести в
установленном порядке проекты соответствующих решений:
до 1 июля 2005 года - о совершенствовании системы назначения и проведения
проверок деятельности субъектов предпринимательства, имея в виду резкое
сокращение их количества и усиление ответственности должностных лиц
контролирующих органов, вплоть до уголовной, за несанкционированные проверки;
до 1 августа 2005 года - о сокращении числа и упрощении разрешительных
процедур для занятия отдельными видами деятельности, в том числе внедрение
системы выдачи лицензий (разрешений) на осуществление предпринимательской
деятельности без ограничения сроков, распространив их, в том числе, на
действующие лицензии (разрешения).
6. Министерству юстиции, Высшему хозяйственному суду и Верховному суду
Республики Узбекистан совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством
финансов, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, другими
заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров до 1
июля 2005 года предложения:
по дальнейшему совершенствованию и упрощению процедуры рассмотрения категории
дел, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа;
по унификации ставок государственных пошлин в иностранной валюте,
уплачиваемых при предъявлении исков в хозяйственные суды, с действующими
ставками государственных пошлин в национальной валюте;
об укреплении состава и материально-технической базы судов с учетом
дополнительных категорий судебных дел и организовать работу по переподготовке
судей по вопросам применения к субъектам предпринимательства мер правового
воздействия;
об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего
Указа.
7. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра
Республики Узбекистан Ш.М. Мирзияева и государственного советника Президента
Республики Узбекистан Т.А. Худайбергенова.
Президент РУз И. Каримов
Приложение к Указу Президента РУз от 14.06.2005 г. № УП-3619
ПЕРЕЧЕНЬ
мер правового воздействия, применение которых к
субъектам предпринимательства производится только в судебном порядке
1. Прекращение деятельности.
2. Приостановление деятельности, за исключением случаев приостановления на
срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения
чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью
населения.
3. Приостановление операций по счетам в банках, за исключением случаев,
предусмотренных законом.
4. Применение финансовых санкций, за исключением начисления пени за просрочку
уплаты налогов и сборов, а также случаев признания субъектом предпринимательства
вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты финансовых санкций.
5. Обращение в доход государства предметов правонарушений.
6. Приостановление на срок более десяти рабочих дней или прекращение действия
и аннулирование лицензий (разрешений) на занятие отдельными видами
предпринимательской деятельности (за исключением лицензий, выдаваемых комиссиями
Кабинета Министров Республики Узбекистан и Центральным банком Республики
Узбекистан).
"Собрание законодательства
РУз", 2005 г.
|